Сет

Сет, Сетх, Сутех (sth, swth), в египетской мифологии бог "чужих стран" (пустыни), олицетворение злого начала, убийца Осириса; один из четырёх детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Нефтида - она же жена Сета). Священными животными Сета были свинья ("отвращение для богов"), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл. Сет в пластике и рисунках изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере - около Гераклеополя - Дельта.

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом - покровителем царской власти, что отражено в "Текстах пирамид" и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает "царь"). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис. В начале периода Нового царства имена "Сети" встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет "могучий". В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

В период Древнего царства Сету приписывалось спасение Ра от змея Апопа (Сет пронзил Апопа гарпуном). Вместе с тем Сет воплощал и злое начало - как божество пустыни, бог чужеземцев. К именам священных животных, связанных с Сетом, прибавлялись такие эпитеты, как "буря", "ураган", "мятежник", "восстание". Начиная с 8 в. до н.э. эта сущность Сета стала единственной. Иногда Сета даже называли Апопом. Особое место в мистериях занимает борьба Сета и Гора (Гор лишает Сета мужского начала, Сет вырывает у Гора глаз). В ходе борьбы Исида помогает сыну. Вне Египта Сет почитался у ливийцев под именем Аш, на Синайском полуострове как Немти (Анти), хурриты отождествляли его с Тешубом, греки - с Тифоном и считали сыном Геи и Тартара.

читать Мифы о Хоре и Сете

e-mail: li-anubis@mail.ru